Из истории китайских печатей. История китайской печати: от древности к современности В программу изучения китайских резных печатей входит

Интересная статья об истории китайских печатей, о том, какую роль они играли в истории Китая и как ценились императорами. Вы также узнаете примеры надписей на печатях и какие виды печатей сохранились и активно используются и в наши дни. А цитаты старых мастеров резки печатей помогут глубже понять суть этого древнего искусства.

Печать как символ авторитета и власти

Первые китайские печати выполняли роль клейма, определяющего и подтверждающего принадлежность вещи хозяину. Оттиски печатей ставили на документах и предметах быта.

С течением временно печати в Китае становятся символом авторитета власти. Истинный владелец печати часто имел право определять судьбу не только какой-либо вещи, но и судьбу человека.

Подделка печатей строго каралась. Так из «Уголовных установлений эпохи Тан» (Тан люй шу и) мы узнаём, что: «Всякий, кто поддельно изготовил какую-либо из Восьми императорских печатей, наказывается обезглавливанием».

Не менее суровому наказанию подвергался и тот, кто подделывал Печать престарелой вдовствующей императрицы или наследника престола - он наказывался удавлением.

За подделку любой другой официальной печати налагалось наказание ссылкой на 2000 ли (фактически приравнивалось к смертной казни) или каторгой сроком на год.

Печать как объект искусства

Для большинства народов печати так и остались главным атрибутом только юридических действий. Древний Китай тоже шёл по этому пути, но была, и сохраняется до настоящего времени, одна особенность, которая отличает его от других стран.

Печать в Китае стала произведением искусства, а изготовление печатей ценилось наравне с искусством живописи, каллиграфии, поэзии и справедливо было отнесено к культурному наследию Поднебесной.

Для изготовления печатей использовали различные материалы. Сначала это были кости животных, дерево, металл. Позже стали использовать определённые породы драгоценных и полудрагоценных камней: агат, нефрит, хрусталь. Императорские печати часто делали из золота.

Боковые грани печати украшались поэтическими строками или различными благопожеланиями. Зачастую навершия печати тоже были произведениями искусства. Как правило, они украшались фигурками животных, например, использовалась фигура льва как символ власти и процветания. Но не этим определялась ценность печати.

Печать в качестве произведения искусства отвечала трём аспектам: законам композиции, стилю каллиграфии и мастерству гравировки. Любое отступление от этих канонов не допускалось и превращало печать в обычный утилитарный предмет.

Мастер-резчик печатей должен владеть всеми этими умениями, чтобы на ограниченном пространстве композицией из нескольких иероглифов достичь высочайшего эстетического эффекта. Вот почему имена знаменитых китайских резчиков вошли в историю наряду с именами императоров, политиков, деятелей науки и культуры.

Тайна Наследной печати

История китайской печати уходит в глубокую древность. В пекинском Запретном дворце (Гугун) хранятся две печати я-цинь-инь и ци-цзы-инь, которые по внешнему виду и по характеру написания иероглифов относят к периоду Инь-Шан (примерно 1050 г. до н. э.). Однако многие исследователи сомневаются в достоверности этих данных.

Более достоверные данные об обнаруженных образцах китайских печатей относятся к периоду Чжань Го (403-221 гг. до н.э.). Согласно древним письменным источникам, известно, что печати использовались ещё раньше - в период Чюнь Цю (771-403 гг. до н.э.).

Хотя в основном на древних печатях гравировались иероглифы, известны печати и с рисунками на лицевой стороне. Наиболее известная печать такого типа - это печать первого императора Китая Цинь Шихуаньди.

Наследная печать была изготовлена из знаменитого нефритового камня Хэ Ши Би в 221 г. до н.э. в честь победы над противником и объединения всех царств под властью единого императора.

По приказу советника императора Ли Сы, который написал текст, мастер-резчик Сунь Шоу выгравировал на печати: «По велению небес, пусть (император) живет долго и счастливо». Оттиск печати изображал летящие фигуры, напоминающие даосских фей.

В период династии Хань (206 г. до н.э.-219 г. н.э.) печать получила название «Наследная печать царства Хань». Печать была объектом постоянных интриг во время борьбы за власть в последующие эпохи Вэй, Цзинь, периода Шестнадцати царств, династий Суй и Тан. В эпоху Пяти династий и десяти царств (907-960 гг.) печать была утрачена.

Последующие китайские династии Сун, Юань и Мин не имели Наследной печати. Во время династии Цин (1644-1911 гг.) императоры не раз отдавали приказы изготовить подобные печати с тем, чтобы принизить значение исторической Наследственной печати.

Предпринимались даже попытки выдать одну из новых императорских печатей за утраченную Наследную печать. Одно время она хранилась в Запретном городе вместе с другими императорскими печатями. Однако многие эксперты не рассматривают ее в качестве исторической Наследной печати Цинь Шихуанди.

Надписи на печатях

На печатях делали различные виды надписей. Наиболее часто использовался вид чжуань-шу (篆书). Такой вид начертания иероглифов не всегда был знаком обычным (даже образованным) людям, и они не всегда могли расшифровать надпись на печатях. Это порождало таинственность и добавляло значимости печатям.

Приведу примеры надписей на печатях.

Надпись на печати 半途不废 . Смысл надписи -«Не бросай [начатое] на полпути».

Надпись на печати 寿 . Смысл надписи - «Долголетие»

Надпись на печати 一笑泯千愁. Смысл надписи - «От одной улыбки исчезнут тысячи печалей ».

К гравировке иероглифов на печати предъявлялись особые требования: благозвучие надписи, соответствие времени и 6 стилям написания иероглифов.

Надпись на печати должна быть очень изящной. Иероглифы не должны вступать в противоречия, т.е. должны быть совместимыми. Не допускается смешение стилей написания иероглифов.

Совершенство в изготовлении печати во многом зависело от опыта и знаний резчика. Он должен был достичь абсолютного баланса пустоты и плотности заполнения пространства на поле печати. Для этого резчик должен чувствовать структуру каждого отдельного иероглифа. Только в этом случае печать могла вызвать восхищение.

Искусство резчика печатей приравнивалось к искусству каллиграфии и во многом зависело от техники резьбы и используемого инструмента. Подобно тому, как мастер использует большую или очень тонкую кисть для создания шедевра.

Мастер Чжу Цзянь эпохи Мин считается первым, кто приравнял резец к кисти каллиграфа. Используя острый нож как кисть, мастер-резчик печатей должен выразить всю красоту китайского иероглифа.

Мастер ЧжуЦзянь был поэтом и большим знатоком иероглифов. К искусству резьбы печатей он относился как к изготовлению гравюры на камне. Им опубликовано несколько книг по технике резьбы печатей.

Мастер династии Цин Е Эркуань говорил: «Можно улучшить композицию, инструмент или материал для печати, но нельзя ничем заменить вдохновение мастера-резчика. Дух печати зависит от духа мастера».

Виды печатей

Прежде всего, печати разделяются по способу резьбы на иньские (при оттиске получается белая надпись на красном фоне) и янские (красная надпись на белом фоне).

Официальные печати. Принадлежность и назначение таких печатей не требует комментариев. В первой части статьи было написано, что у императора в эпоху Тан было 8 таких печатей. Естественно были печати у судов, казначейства, таможенной службы и т.д.

В Китае человеку было принято давать на протяжении жизни несколько имён, которые он менял по достижении определённого возраста, изменения своего статуса и т.д.

Кроме того, люди определённых профессий (врачи, банковские служащие, таможенники) обязательно должны иметь свою именную печать, которую они ставят рядом с официальной печатью учреждения. Эта традиция сохранилась до наших дней.

Студийные печати. Это печать мастерской, цеха и т.п. Аналогом могут служить современные знаки происхождения товара (винные погреба…, ткани из цехов…)

Печати коллекционеров. Обычно печати коллекционера имеют небольшой размер. Аналогом такой печати может служить экслибрис.

Печати свободного стиля. На них вырезают фразы и пожелания. Их выполняют в свободном стиле и, как правило, на камнях неправильной формы. Обычно оттиски таких печатей художники ставят в различных местах картины.

По материалам сайта wan-shi-ru-yi.com
Автор Анна Подчернина

Чудесные печати, которые вы увидите в этой статье, сделаны руками Скаткина Станислава, нашего мастера по резьбе. Эти печати были изготовлены для наших учеников. Подбирать иероглифы для печатей помогал я, Щербаков Андрей. За год работы накопилось уже достаточно много материала и мы со Стасом решили сделать серию постов, посвящённую этой теме. Первый пост этой серии уже размещен на сайте. Он посвящен . Речь пойдет про одну из древнейших художественных традиций Китая. Мы поговорим о создании печати – одной из четырех драгоценностей китайского художника.

Любому автору, работающему в технике традиционной китайской живописи и живописи У-Син, трудно будет обойтись без печати в своем инструментарии! Печать – это своего рода финальный аккорд, точка в нашем живописном произведении. В Китае говорят, что картина незакончена без каллиграфической надписи и печати, и это действительно так. Особенно, если речь идет о монохромных произведениях, в которых алая печать имеет ничем не заменимую функцию.

Личная печать для мастера художника-каллиграфа – больше, чем замена личного автографа, и даже больше, чем незаменимый атрибут стиля на картине. Это настоящая магическая вещь, личный амулет, и поэтому, к выбору личной печати стоит относиться достаточно ответственно. В предстоящей серии постов мы хотели бы раскрыть суть каждой из стадий выбора личной печати, ведь процесс создания печати имеет несколько стадий.

1. Что должно быть изображено на печати? Это может быть надпись, ваше китайское имя или даже некий образ. Например, графический
значок «дракон», «черепаха» или любое другое животное. Это также может быть графический образ близких Вам божеств. В китайской традиции есть «магические» иероглифы, которые также довольно часто вырезают на печатях.

Если Вам нужна именная печать, встаёт вопрос подбора имени. Есть множество путей решения этого вопроса. Самый несложный ход – посмотреть на любом соответствующем сайте как имя пишется по–китайски. Более разумным ходом было бы попросить мастера, в
традиции которого вы хотите использовать вашу печать, дать вам имя. Так поступают даже китайцы, которым часто дается особое имя внутри школы.
-Если на Вашей печати будет надпись, то надо понять, какая именно. Подбор надписи – настоящее искусство, связанное с глубоким знанием китайской культуры.

2. После того, как мы определились с надписью, мы должны определиться и с каллиграфическим стилем печати. Дело в том, что за много тысячелетий существования китайской культуры, накопилось до сотни способов писать каждый иероглиф. Среди пяти основных стилей китайской каллиграфии три считают регулярными и применяют для создания печатей. Эти стили именуют Чжуань шу 篆书, Ли шу 隶书 и Кай шу 楷书. Но в каждом из этих стилей, особенно, в Чжуань шу 篆书 есть сотни «подстилей».

3. Далее определяются с формой и видом печати. Печати ведь можно делать не только на камне, но и на дереве, кости, можно отлить печать
из металла, в том числе и из драгоценного. Всё это мы делаем в нашей Школе живописи У-син. Но, всё же, наиболее распространёнными являются печати на камне. При этом, речь может идти, как о резьбе на необработанном минерале, так и на камне, с уже готовой «декоративной частью». Выбор камня для печати является одним из самых волнующих и ответственных моментов в процессе появления на свет будущего амулета, ведь каждый камень обладает своей энергетикой, своим воздействием на организм. Выбор камня – это целая практика, связанная с развитием чувствительности и интуиции.


4. Когда и камень, и надпись готовы, следует определиться со способом формирования отпечатка. Есть два подхода к формированию изображения, иньский и янский. Разница заключается в подходе к экстракции материала при резьбе. В случае с янским вариантом, исключается материал вокруг сформированного изображения и само изображение делает оттиск, таким образом иероглифы киноварным оттиском получаются красными, а фон белым. Иньский способ – обратная ситуация, извлекается материал внутри изображения, картинка на оттиске образуется фоном, иероглифы в иньском исполнении – белые, а фон заполненный красным. Ну и, конечно же, от выбранного способа крайне сильно зависит то, какое место будет занимать ваша печать в картине.

5. Далее, уже мастер, в данном случае – Скаткин Стас приступает к изготовлению печати. Цена его работы зависит, как от сложности самой
работы, так и от твёрдости выбранного материала. Ведь некоторые камни настолько тверды, что едва поддаются резцу и приходится применять бор-машину.

Вот таков процесс создания печати. Именно его, пункт за пунктом, мы хотим осветить в нашей будущей серии постов.

История появления первых китайских печатей уходит корнями в далекое прошлое, в период Чжань, приблизительно это 770-400 гг. до н.э. В те времена они использовались также, как и обычные печати, прежде всего, в быту. Ими отмечались вещи, принадлежавшие тому или иному хозяину. Уже позднее печати стали использовать и для отметки документов. В основном это была привилегия состоятельных людей, которые на законных основаниях имели право владеть собственностью, а также решать судьбы простых смертных. За подделку печати, особенно официальной, человеку грозила смерть, а в случае утери нашедший ее щедро награждался

Печати в Поднебесной выпускались нескольких видов, причем к каждой из них делали дубликат на случай утери. По форме штемпельной подушки они могли быть квадратными, прямоугольными или круглыми. Согласно символике Инь и Янь (женского и мужского начала) при изготовлении печати использовались два цвета краски: красная (вместо черного) и белая
В зависимости от корпуса печать могла иметь форму традиционной или усеченной пирамиды, небольшого диска, цилиндра или молоточка. Самыми оригинальными были печати в виде фигурки животного. Так, например, можно было встретить фигурку черепахи, установленную на прямоугольный постамент. Нередко на печатях встречались иероглифы с пожеланиями процветания и богатства. Иногда периметр изделия украшался торжественными надписями, посвященными великим победам или важным событиям, например, объединению территории Поднебесной под началом единого императора
В результате множества археологических раскопок были найдены печати, имеющие длинные ручки или специальные диски с «ушком». Через него продевалась веревка для держания печати. Что касается дизайна, то он не всегда был одинаковым. Ширина подушки, расстояние между символами, размер «ушка» - все эти параметры время от времени изменялись под влиянием культур соседних стран, в частности Индии
Материалом для производства китайских печатей служила медь, древесина, кости животных. Самыми дорогостоящими были изделия из полудрагоценных камней, например, нефрита, хрусталя или агата, а также золота, из которого изготавливались печати самого императора
Сегодня образцы древних китайских печатей, изготовленных искусными каллиграфами согласно законам композиции, представлены во многих частных и государственных музейных во всех уголках мира: от Китая до Америки. Это настоящие произведения искусства, стоимость которых на аукционах взлетает до астрономических сумм. Для примера, за печать императора Цяньлуна из династии Цин новому владельцу в результате торгов пришлось выложить 25 миллионов долларов


Из истории китайских печатей

Трудно не заметить, что в последнее время возрос интерес к восточной культуре. На пике моды китайские и японские рестораны, индийские благовония и восточная философия. Что это: простое человеческое любопытство, стремление приобщиться к непознанному, экзотичному, или же верно утверждение о том, что русские - это азиаты с европейской внешностью?

Как бы то ни было, ловлю себя на мысли, что очень хочется откликнуться на модное увлечение. Надеюсь, окунуться в историю возникновения и развития китайских печатей будет интересно и читателям нашего блога印章 yinzhang)

Гравировка печатей входит список традиционных китайских видов искусства наравне с живописью , каллиграфией и поэзией. Красная печать - это не только подпись каллиграфа или художника, но и отдельное произведение искусства.

История этого искусства насчитывает около 3700 лет. Расцвета оно достигло при династии Цинь, то есть 22 столетия назад. Тогда люди делали гравировку своего имени на личных вещах и документах (тогда бамбуковых или деревянных), чтобы засвидетельствовать право хозяина или автора. Со временем появилась традиция вырезать свое личное имя на маленьких кусочках рога, яшмы или дерева, - то, что мы сейчас называем печатью.

Также как в других странах мира в Китае печати использовались как на официальных документах, так и на бумагах личного характера. Уже с эпохи Борющихся Царств (475-221 гг. до н.э.) правитель дарил высокопоставленных чиновникам печати, как символ власти . Частные печати использовались для идентификации различных документов и как символы удачи.

Иероглифы на печати могли быть выгравированы рельефно (когда изображение выпуклое) или интальо (когда изображение вырезано). По материалу, используемому для печати, можно было определить положение владельца в обществе. Обычные жители, как правило, использовали печати из дерева, камня или рога, а знаменитые поэты и чиновники предпочитали печати из красного камня Чанхуа, яшмы, агата, кристалла, слоновой кости и других ценных материалов. Для изготовления императорских печатей использовали золото и драгоценные камни. В наше время китайские чиновники центрального правительство пользуются печатями из металла, а на низшем уровне - из дерева.

Искусство изготовления печати требует мастерства в трех областях: каллиграфии , композиции и гравировке . Гравировщик должен уметь работать с различными материалами (камнем, металлом или слоновой костью).

Печати с рисунками (肖形印 xiaoxingyin)

Существует еще один вид гравировки печатей - гравировка рисунков . В общем, техника гравировки изображения на печати, в общем, практически не отличается от обычной гравировки. Единственное отличие - недостаточное пространство. Поэтому гравировку рисунков на печати называют миниатюрной.

Разнообразие рисунков существовало уже при династии Хань. На древних печатях, обнаруженных во время раскопках на различных предметах, изображали драконов и фениксов, тигров, журавлей и других животных , приносящих удачу. Также можно встретить рисунки куриц, уток, овец, гусей и рыбы . Кроме того, часто изображали сцены из жизни: танцы, игру на музыкальных инструментах или охоту . На маленькой печати, редко превышающей размеры обычной почтовой марки, отражалась жизнь современников автора, местные и общенациональные характерные черты.

С развитием туристической индустрии в Китае, в магазинах рядом с историческими памятниками появились сувенирные печати с изображениями Великой Стены, трехцветной глиняной лошади эпохи Тан и т.д. Так традиционное искусство нашло практическое применение и в наши дни.

Камни для изготовления печатей

Красный камень (鸡血石 jixueshi)

«Цзисюэши» (дословно камень цвета крови курицы) считается в Китае драгоценным камнем и используется для изготовления печатей. Кусочек этого редкого камня может стоить до 10 000 юаней. В его состав входит киноварь и пирофиллит. Свое имя он получил за ярко-красный цвет, как кровь курицы. Пирофиллит, наоборот, бывает разных цветов - белый, желтый, серый, зеленый или черный - которые в сочетание с красным создают неповторимый рисунок, который не способен воспроизвести человек. Рыночная стоимость камня зависит от количества красного, его яркости, чистоты и степени прозрачности.

Камень «тяньхуан» (田黄 tianhuang)

«Тяньхуан» - это вид камня, который считается в Китае ценнейшим материалом для скульптуры. Поэтому его даже называют «императором камней». В прошлом одна унция этого камня стоила как унция золота, теперь он ценится даже выше. Осенью 1996 года пекинская компания Ханьхай выставила на аукцион цинскую печать из камня «тяньхуан», весом 460 грамм, со стартовой ценой в 300 000 юаней, а печать была продана - за 1,4 млн. юаней. Это самый дорогой камень «тяньхуан» известный в мире.В Китае этот камень, влажный на вид, считается лучшим материалов для гравировки печатей.

Чернильная паста для печатей (印泥 yinni)

Чернильная паста, используемая для оттиска печати, по-китайски называется «иньни» (чернильная глина). Происхождение имени связано с тем фактом, что в древности для печати на официальных документах использовали глину, как сургуч в наше время. Позже словом «иньни» стали называть традиционную замену чернильной подушки - пасту, как правило, красную.

В состав высококачественной чернильной пасты входит 8 компонентов: киноварь, жемчуг, мускус, коралл, рубин, касторовое масло, красный краситель и moxa. Этот состав также называют «пастой из 8 драгоценностей». Именно благодаря ней получаются ярко-красные оттиски. В состав пасты высшего уровня может входить и чистое золото, и другие редкие вещества, с помощью которых оттиск сохранятся веками. Кроме того, паста приятно пахнет.

Чтобы сделать оттиск печати, необходимо гравировкой слегка коснуться несколько раз чернильной подушки, проверить, равномерно ли окрасился рисунок, и затем прижать слегка к документу. Прежде чем поднять руку, стоит выждать немного времени, чтобы оттиск был четким и аккуратным.

Особый статус печатей в Китае иллюстрирует тот факт, что им отводится особый раздел в музейных экспозициях, а в вузах по всей стране им посвящается особый курс. Китайская Ассоциация граверов выпускает собственные издания, устраивает лекции, семинары и выставки, поддерживающие интерес к этому чисто национальному искусству.

По материалам abirus.ru

Оригинал записи и комментарии на

История происхождения печатей в Китае. Взаимоотношения между искусством резьбы печатей и живописью, каллиграфией.

Резьба печатей - это форма искусства, которая развивалась независимо от китайской живописи. Возникновение их - в первую очередь, заслуга императоров. Так же, как скипетр и корона были символами царской власти на Западе, так печать была символом власти в Китае.

Имперская печать имела решающее значение. Первичный признак окончательной консолидации власти в руках императора. Его заявления и указы не могли считаться законными без участия императорской печати.
Это хорошо отражено в истории династии Хань, где первая печать была выдана императору мифологическим Желтым Императорским сошедшим с неба. В другой истории Император Яо из династии Шан получает кольцо от . Эти истории показывают, что печать представляется китайцам как «Мандат Неба», а именно, признак того, что правитель получает разрешение на господство над людьми от самой природы.

Еще одним свидетельством важности печати в китайской традиции является иероглиф 宝 - "bǎo", обозначающий княжескую печать и сокровище, ценность одновременно. Он состоит из трех основных компонентов: царя, точки и крыши. Маленькая точка и есть императорская печать. Император в своем дворце становится императором только, когда он обладает императорской печатью.

Самые ранние образцы традиционной китайских печатей принадлежат династии Шан - около 16 -го века до нашей эры. Во времена периода Воюющих царств (411-221 до н.э.) печати и пломбы широко используются как в официальных процессах, так и в частных случаях. Ими пользовались императоры, аристократы, военачальники, купцы и даже простые люди. При династии Тан начали использовать красную красящую пасту для оттиска.
Ремесло резьбы печатей постепенно эволюционировало в полноценное искусство с своими школами, течениями, стилями и подходами.
Стили иероглифов , используемых для печатей менялись. Эта эволюция шла рука об руку с развитием в целом, так как изготовление печатей - это синтез каллиграфии и резьбы.
На ранних стадиях печати делали из мягких материалов, таких как слоновая кость или кости иных животных, дерева, черепашьих панцирей. Позже стали популярны металлические печати. Теперь же китайцы предпочитают печати вырезанные из нефрита и других полудрагоценных камней. Иные материалы пригодные для работы: слоновая кость, золото, серебро, рог носорога, магнит и керамика.

Печати так же являлись символом ранга . Их выдавали чиновникам от императорской семьи. Официальные печати имели различные характеристики, в зависимости от владельца и его личности. На ранг указывал тип конструкции и используемого материала. Официальные печати были обычно такого размера, который удобно носить на поясе чиновнику.
Официальные печати были разнообразны, но имелся определенный кодекс и стандарты, которые, однако, не затрагивали мастеров частных печатей.
имели разный функционал, но чаще всего это были личные именные печати , которыми «подписывали» документы. Художники и ученые предпочитали различные псевдонимы . Их у одного человека могло быть несколько. В других случаях использовали так называемые «печати досуга », которые содержали высказывание или девиз дорогой сердцу владельца. Печати арт-дилеров и ценителей, поставленные на произведения искусства, являлись подтверждением подлинности, значительно повышали цену работы.

Так в чем же связь между китайскими печатями, живописью и каллиграфией ? Их отношения очень интересны и наглядно демонстрируют, как практические культурные привычки медленно эволюционируют в эстетические требования.

Все началось с коллекционеров, в частности, с императоров. Они штамповали картины, чтобы обозначать свою собственность. Таким образом, первые люди, которые ставили печати на картинах - фактически владельцы, а не художники.

Эта привычка ставить печати получила широкое распространение. Живопись без них стала восприниматься несколько незаконченной. Поэтому художники начали маркировать свои собственные произведения именной печатью. Большая часть китайских шедевров, которые мы видим сегодня, имеют печати и от художника и от различных коллекционеров, которые владели ими на протяжении веков.

История взаимоотношений печатей и живописи в Китае иногда несколько трагична, довольно часто произведения искусства были осквернены одержимостью коллекционеров увековечить свои имена на великих произведениях. Действия Императора Цянь Лун династии Цин являются наглядным примером безрассудной страсти вандала: его печати ставились не к месту, иногда безвозвратно разбивая превосходную композицию картины. Говорят, образованные чиновники частенько, рискуя собственной жизнью, меняли оригиналы картин на копии перед тем, как предоставить их императору для маркировки.
С другой стороны, печати коллекционеров, именитых художников, императоров придает некоторым произведениям искусства уникальный характер: картины с оттисками целых поколений рассказывают особую историю жизни этих работ.

Наш творческий проект предлагает Вам обратить внимание на те печати, которые представлены .
. В этом случае, свяжитесь с нами по телефону: +7 916 671 30 42 или по почте: [email protected] , мы поможем определиться с тем, какой печать должна быть, чтобы соответствовать Вашим ожиданиям, а работу выполним качественно и по разумным ценам.

Возможны варианты, когда резьба исполняется на камне заказчика или копируется по предоставленному примеру (оттиску).
Сроки оговариваются индивидуально. Итоговая стоимость зависит от: качества камня, его размера, количества иероглифов, "тонкости" работы и сроков выполнения.